Статья 15317

Название статьи

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

Авторы

Белякова Татьяна Геннадьевна, аспирант, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), taljana-12061990@mail.ru
Родионов Михаил Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатики и методики обучения информатике и математике, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), do7tor@mail.ru
Шарапова Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра информатики и методики обучения информатике и математике, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), scharapova.natalia2016@yandex.ru
Силкина Евгения Олеговна, аспирант, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), sem-evgeshka@yandex.ru

Индекс УДК

518.1(075.8)

DOI

10.21685/2072-3024-2017-3-15

Аннотация

Актуальность и цели. Как известно, изучение геометрии вызывает у школьников достаточно много затруднений. Одной из причин такого положения является недостаточное внимание со стороны учителя к осуществлению преемственности между дошкольным и начальным образованием. Образовавшийся при этом вакуум в формировании геометрических представлений впоследствии с трудом заполняется необходимым содержанием и не позволяет выстроить целостную систему геометрических знаний. В связи с этим основной целью работы является создание методического аппарата, обеспечивающего реализацию преемственности в формировании геометрических представлений обучающихся в процессе дошкольного и начального образования.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа психолого-педагогической, физиологической и методической литературы, анализа дошкольных и школьных программ, учебников,
учебных пособий, наблюдения за педагогическим процессом и учета личного опыта, опыта воспитателей и учителей образовательных учреждений г. Пензы.
Результаты. Сформулирован комплекс принципов, определяющих содержание и структуру задачного материала, а также методику работы с ним, в процессе обучения математике детей дошкольного и младшего школьного возраста с точки зрения преемственности. Разработана соответствующая система заданий.
Выводы. Во время изучения элементов геометрии как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте для обеспечения преемственности в развитии пространственного воображения и геометрического мышления (метрических и топологических представлений), с одной стороны, и овладения определенными знаниями о геометрических фигурах – с другой, необходимо целенаправленное соотнесение заданий, относящихся к различным этапам изучения геометрического материала и последующей актуализации сформированных знаний и логических приемов.

Ключевые слова

преемственность, формирование геометрических представлений у дошкольников, возрастные особенности, преемственность математического развития

 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Белошистая, А. В. О преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования / А. В. Белошистая // Вопросы психологии. – 2008. – № 6. – С. 39–45.
2. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации: Для занятий с детьми 2–7 лет / Т. С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 192 с.
3. Леушина, А. М. О путях создания преемственных программ обучения детей в детском саду и в начальной школе / А. М. Леушина // Личность, образование и общество в России в начале XXI века. – СПб. : ЛОИРО, 2001. – 45 с.
4. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
5. Родионов, М. А. Пути и средства организации самоконтроля младших школьников в процессе обучения математике / М. А. Родионов, Э. Х. Акчурина // Вестник Северного (Арктического) универститета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. – 2008. – № 3. – С. 95–98.
6. Программа воспитания и обучения в детском саду «Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2–7 лет» / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
7. Родионов, М. А. Мотивация учения математике и пути ее формирования / М. А. Родионов. – Саранск : Мордовский гос. пед. ин-т, 2001. 8. Петерсон, Л. Г. Математика. 1 класс : учебник / Л. Г. Петерсон. – М. : Ювента, 2012.

 

Дата создания: 29.03.2018 13:05
Дата обновления: 06.04.2018 14:37